В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына - все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: - Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь». Пустил стрелу старший брат - упала она на боярский двор, прямо против девичья терема; пустил средний брат - полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат - попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша. Говорит Иван-царевич: - Как мне за себя квакушу взять?
Царевна-лягушка: какие первобытные мотивы дошли к нам в этой сказке
Говоря о любой сказке, важно помнить, что это не авторское литературное произведение, и её сюжет не однороден. Каждая эпоха привносила свой культурный слой и свои детали, которые добавлялись к основе, заложенной во времена, когда эта история ещё была не сказкой, а реальностью. Реальностью, перемешанной с мифологическими воззрениями. Сюжет о волшебной жене уходит корнями в эпоху тотемизма , когда некое животное покровительствовало роду, при условии, что люди почитают своего предка. Конечно, брак с человеком-животным, с оборотнем в мифе был большой удачей, и такой шанс выпадал лишь самым достойным.
В основе ее сюжета лежит рассказ о поиске и освобождении от плена и колдовства невесты. Также эта сказка поучительно-моральная, где в форме увлекательного повествования до читателя доносятся моральные основы человеческого бытия. Место действия:. Заглавная героиня сказки — царевна-лягушка, в которую превращена разгневанным отцом царевна Василиса Премудрая. Благодаря помощникам мамки, няньки , собственным чудесным умениям волшебным образом создала на царском пиру озеро с лебедями и сказочной красоте с честью выдерживает царские испытания для невесток. Заточена Кощеем в наказание за нарушение запрета Иваном-царевичем.
Сказки с подобным сюжетом известны также в некоторых европейских странах — например, в Италии [1] и в Греции [2] , а также у бурятов, башкир, татар [3]. В сборнике « Народные русские сказки » А. Афанасьева находится под номером — записано в Шадринском уезде.